Словарь художника — Термины из мира живописи

словарь художника

В мире живописи часто можно услышать незнакомое слово, а когда начинаешь искать его определение в интернете, то возникает еще больше вопросов. Поэтому хочется создать словарь художника на понятном языке. Нет смысла перечислять все термины которые относятся к искусству вообще, поэтому этот словарь будет составлен без фанатизма. Здесь можно найти слова, которые действительно часто используются в художественной среде. Буду сильно рад, если вы комментариях дополните этот список терминов.
А
Абрис — линейная обводка контуров изображаемого объекта.
Абстракционизм — художественный стиль, в котором автор отказывается от изображения действительности форм.
Акцент — усиление, путём характерного выделения любым живописным способом детали, на которую, зрителю необходимо обратить внимание.
Алла прима — техника написания картины, которая подразумевает завершение картины за один сеанс.
Антураж — окружение, ансамбль предметов среды.
Ахроматический цвет — чёрный, белый, и весь спектр цветов который можно получить при их смешивании.
Б
Багет — длинная деревянная или пластиковая заготовка, используется для изготовления рам.
Блик — элемент светотени, самая светлая деталь.
В
Валёр — оттенок тона, отображающий соотношение светотени для одного цвета.
Вернисаж — праздничное открытие экспозиции, с приглашенными гостями из художественной и богемной среды.
Г
Гротеск — художественный стиль, буквально — «причудливый». Является сложным синтезом эксцентричных, карикатурных, гиперболических форм.
Грунт — основа, которая состоит из особого состава. Холстам необходима грунтовка, чтобы краска лучше ложилась, и не впитывалась в ткань холста.
Голландский натюрморт — вид натюрморта, в которых малые голландцы изображали плоды благосостояния и экономического роста Голландии XVII века.
Д
Декоративность — художественное качество, которое привносит в произведение элементы орнамента, узоров, других элементов «украшающих» картину.
Детализация — старательная проработка мелких деталей картины.
Диптих — одна картина, которая разделена на два полотна. Чаще всего эти полотна одного и того же размера.
Ж
Жанр — понятие классификации в любых видах искусства.
Жухлость, прожухание — негативное изменение свойств красок, при которых они теряют свой изначальный вид. Жухлые места в картинах теряют блеск и насыщенность.
З
Золотое сечение — формула идеального соотношения и построения композиции. В наши дни его заменило правило третей — более современный и упрощенный вариант золотого сечения.
К
Коллаж — художественный приём, интеграция в картину смешанных материалов. Одним из первых художников применивших эту технику в живописи, был Пабло Пикассо.
Колорит — налаженность цвета и тона картины, когда полотно обогащается тонкими оттенками и приобретает полновесность.
Композиция — организация пространства на полотне, расположение объектов и форм в среде рабочей площади.
Контрапост — условная поза фигуры, при которой одна её часть противоположная другой.
Корпусное письмо — плотное, непрозрачное наложение красок на полотно.
Кракелюр — трещина в краске на картине, наблюдается на старых картинах. Существуют специальные лаки, которые дают эффект кракелюра.
Л
Лессировка — работа с прозрачными и полупрозрачными красками, которые наносятся друг на друга при высыхании. Самые яркие работы в этой технике, приходятся на Голландский натюрморт XVII века.
М
Марина — морской пейзаж, действие в морской среде.
Мастихин — вспомогательный шпатель художника, им можно писать картины, либо выполнять дополнительные задачи при написании картины.
Миниатюра — небольшая картина с тонкой прорисовкой.
Мольберт — металлический либо деревянный станок для создания живописи, на который устанавливается полотно.
Монументальная живопись — роспись архитектуры, окон и других монументальных пространств.
Муштабель — сопутствующий предмет живописца, используется для точной прописки мелких деталей картины.
Н
Набросок — быстрый рисунок, используется для поиска композиции цветового решения, не подразумевает законченность.
Нюанс — важный и тонкий, едва заметный элемент на картине.
О
Основа — любая художественная поверхность, которая готова для нанесения краски.
П
Палитра — 1) поверхность для работы с краской; 2) характер цветового решения картины, особенность стиля в плане цвета.
Панно — большая картина на холсте, которая постоянно расположена в одном месте на стене. Часто панно создают под конкретную стену и место в доме.
Панорама — картина с круговым обзором, окружающим зрителя по линии горизонта.
Паспарту — картонное обрамление для рисунка.
Пастозность — стиль нанесения мазков мастихином, реже кистью. Для пастозной живописи используется большое количество краски.
Перспектива — закон изображения объема и размера тел, основывающийся на линии горизонта и точке схождения.
Пигмент — красительное вещество составляющие основу краски, по сути, является чистым цветом.
Пленэр — Сеанс живописи на открытом воздухе, вне студии.
Подмалевок — подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи.
Подрамник — деревянная основа, которая служит каркасом для натяжки холста. Он собирается из четырех модулей.
Полутень — часть светотени, занимающая место между светом и тенью.
Профиль — положение головы и вид сбоку.
Р
Ракурс — точка зрения на объект в пространстве.
Растушевка — растирание краски, пастели и т.п. для достижения смягчительного эффекта
Реплика — авторская копия, создается в той же манере и такими же материалами, как был создан оригинал. Реплики создаются для своих самых удачных и востребованных работ.
Рефлекс — отсвет цвета предметов на соседние, либо даже на все окружение.
Ритм — особенность построения картины, в которой элементы повторяются, чем укрепляют каркас произведения. Хкдожники ритмуют цвет, формы, линии и т.п.
C
Сангина — материал для рисования, в виде красных палочек.
Сепия — глухой оттенок коричневого цвета, присущий старым фотографиям.
Сиккативы — специальные вещества, которые ускоряют высыхание масляных красок.
Т
Триптих — произведение искусства, которое состоит из трёх элементов, но составляет одно целое.
Ф
Фиксатив — закрепитель, используется на рисунках карандашом, пастелью. При использовании некачественных фиксативов, рисунок теряет насыщенность и может изменить цвет.

Konda
Художник, автор сайта.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *